Заменить бы рад, да нечем
Российские промышленники воспользуются программой льготного кредитования на покупку импортной продукции. Производственники нашли новых зарубежных поставщиков для замены европейской продукции, аналогов которой в России пока нет.
Политика импортозамещения реализуется в России с 2014 года. За 7 лет в сельскохозяйственном машиностроении доля импорта упала с 60 до 15% (трактора, комбайны, сеялки и почвообработка). Также можно отметить, что вдвое увеличилось число российских производителей элеваторного оборудования (относятся к пищевому машиностроению). Но это лишь верхушка айсберга.
Уход с российского рынка европейских компаний и ограничение импорта обнажили ахиллесову пяту национального курса. Оказалось: в стране не хватает производителей компонентной базы. Ждать, пока свободные ниши будут заняты, действующие производства не могут, поэтому переориентируют закупку недостающей продукции в Индии, Китае, Турции, Бразилии и других дружественных странах.
«Ограничение европейского импорта привело к нехватке комплектующих. Так предприятие нуждается в промышленном контроллере. Раньше электронику поставлял немецкий производитель. Теперь вынуждены обращаться на другие рынки, так как в России пока таких устройств не нашли, — рассказывает генеральный директор ООО «Воронежсельмаш» Роман Карпенко. – К тому же другая европейская компания нарушила договор поставки лазерного комплекса. Теперь возвращаем аванс, чтобы купить аналогичный товар в России».
Кризис в промышленности и переориентацию импорта Роман Карпенко называет временным.
«Аналогичные товары из Китая дешевле европейских на 30-40%. Однако, Россия должна производить их сама. Для этого в стране имеются кадры, научная школа и опыт. Сложившаяся ситуация заставляет внедрять наукоёмкие сегменты отраслей и максимально сократить зависимость от импорта. Это «окно возможностей» для производственников», — считает Роман Карпенко.
ООО «Воронежсельмаш» готов нарастить выпуск сельхозтехники на 15% и удовлетворить потребности сельского хозяйства. Главными рычагами развития станут возможности производителей и рост потребительского спроса. Он же, наоборот, падает из-за ряда правительственных мер. Чтобы повысить покупательскую способность, требуется снизить ключевую ставку ЦБ, выделить средства на льготные долгосрочные инвесткредиты и снять ограничения на экспорт сельхозпродукции*.