5 экономических ударов, которые может нанести Россия в ответ на штраф Евросоюза 290 млрд евро.
Корень проблемы
Начнем с того, что это не самостоятельное действие европейских чиновников. Всего несколько дней назад Торговая палата США выступила с аналогичным заявлением, в котором также говорилось об ущербе для американских рабочих от российского импортозамещения. Честно говоря, я не знал, что до санкционной войны американские электрики и сантехники активно работали на российском рынке и участвовали в государственных тендерах.
Одна из европейских жалоб заключается в том, что европейские компании подвергаются дискриминации при проведении тендеров на государственные закупки в России, в то время как российским компаниям предоставляются преференции. Сразу возникает вопрос: как часто российские компании допускаются к участию в аналогичных тендерах на государственные закупки в ЕС и США? В смысле «никогда»? Какова же природа этих требований? И где здесь «свободный рынок»? Сразу предупреждаю, что русские не смогут переварить столько «этого другого».
Зеркальная реакция — встречные претензии
Таким образом, Российская Федерация (со своим специализированным торговым агентством) может подсчитать, сколько раз за последние восемь лет российские компании не допускались к участию в европейских и американских тендерах. И неважно, хотят ли они ввязываться в это дело — как в случае с европейцами и американцами — потенциальная потеря прибыли все равно должна быть принята во внимание.
В конце концов, все «санкции» (фактически «ограничения») в отношении российской экономики за последние несколько лет были прямым нарушением правил ВТО. Это неоспоримый факт. Поэтому Россия может (и даже должна) предъявить встречный иск на общую сумму «ущерба». Почему у меня есть подозрение, что наши показатели могут быть значительно выше западных (хотя бы из-за их общего бюджета, который нам не дают освоить)?
Дело Ротенберга
Даже если предположить, что это требование будет принято (кстати, обладает ли ВТО соответствующими судебными полномочиями?) ), или еще более маловероятно, что он будет предоставлен, возникает следующий вопрос: как они будут собирать эти средства с России? Конфисковать российскую собственность за рубежом?
Но, друзья, мы прошли через это много лет назад. Когда возникла эта угроза, Государственная Дума внесла законопроект, который журналисты в шутку окрестили «законом Ротенберга» (хотя братья Ротенберги не участвовали в его создании). Законопроект предусматривал бы конфискацию аналогичного или большего количества имущества у западных компаний в случае конфискации российской собственности за рубежом.
Более того, по нашим оценкам на тот момент, общий объем западной собственности в России примерно в 1,5 раза превышал объем российской собственности в западных странах. Мы даже поощряли Запад осмелиться сыграть в эту игру (в нашу пользу). Но в то время Запад также просчитал возможные последствия, понял, что они будут не в его пользу, и промолчал. А сейчас, видимо, они забыли эту интересную математику.
Между тем, этот законопроект может быть легко и быстро принят нынешней Государственной Думой. Его даже не нужно переписывать.
Эскалация торговой войны, пиратство на море
Если предположить, что Запад коллективно решит конфисковать российские активы за рубежом. Это поставит под угрозу всю мировую торговую систему. И если до сих пор существовал запрет на размещение оружия на торговых судах (часто используемых пиратами в некоторых частях мира), то в свете агрессивных действий Запада этот запрет может быть пересмотрен в сторону отмены. Ведь никто просто так не захватит наши корабли (у Ирана есть положительный опыт борьбы с англосаксонским пиратством в Персидском заливе).
А если дело дойдет до блокирования торговых путей, то неизвестные экстремисты из Сирии или Ирана, например, могут внезапно обстрелять сухогрузы в Суэцком канале и заблокировать их. Речь идет не об уничтожении корабля, а просто о его разрушении и безопасной посадке на мель. Точно так же Венесуэла или Никарагуа могут разбомбить Панамский канал. Мировая торговля так хрупка, как скажет вам Эвергрин.
Монетное решение
Есть и другой вариант, аналогичный тому, который предлагают некоторые американские экономисты для решения долгового кризиса. Помните, они предлагают напечатать триллион долларов в монетах, чтобы поддержать аналогичную сумму государственного долга США.
Российский Центральный банк может напечатать 2900, нет, даже 300 миллиардов — оставив их задыхаться от нашей щедрости — и передать их ЕС для компенсации своих требований. И напишите: «Продолжайте изменения».
Или вы предлагаете серьезно отнестись к этому цирку «нет времени объяснять, нам просто очень нужны деньги»? Нет. Если Запад коллективно превратил глобальную систему в театр абсурда, мы должны реагировать соответствующим образом.