Грозит ли России дефляция этим летом

Тип статьи:
Рецензия

Эксперты Института развития центра Высшей школы экономики (ВШЭ) отметили риск дефляции: за первые три недели мая общий уровень цен по текущим данным вырос на 0,1%. Причем цены выросли только в первую неделю, а в последующие две — остались на нулевом уровне. Gazeta.Ru она выяснила, что это значит для российской экономики.

новости

После резкого роста инфляции в марте-апреле этого года, в первые три недели мая, темпы роста цен значительно замедлились и грозили в июне дефляцией. Такой риск описывает Центра Развития гу-ВШЭ в комментариях бюллетеня на тему государства и бизнеса (доступных для Gazeta.Ru). Несмотря на то, что главным сдерживающим моментом инфляции был типичный снижение цен на фрукты и овощи в теплое время года, типичные для России, пришел раньше, чем ожидали эксперты, в том числе от Банка России. Экономисты, подготовившие материал, уверены, что именно вероятность дефляции может стать одной из главных причин очередного снижения ключевой ставки Банка России в июне, возможно, до уровня 4,5%.

Дефляция как таковая является отрицательной инфляцией, то есть цены на товары и услуги начинают падать, а стоимость денег растет. Но в экономике этот процесс чаще всего воспринимается как безоговорочно негативный. Люди перестают покупать товары, ожидая дальнейшего снижения цен. Это так называемая «дефляционная спираль».

В результате магазины остаются заполненными, перестают покупать продукты у поставщиков и продают свои товары ниже себестоимости, теряют доходы, сокращают производство и увольняют людей. Одним из наиболее распространенных примеров дефляции является снижение цен в Соединенных Штатах во время Великой Депрессии.

В бюллетене эксперты ВШЭ отметили, что апрельский скачок инфляции (с учетом сезонной коррекции в месяц, цены выросли в 1,6 раза больше, чем в марте — 0,8%) на первый взгляд не согласилось с решением Банка России о снижении базовой ставки до 5, 5%.

Дело в том, что, принимая такие решения, Центробанк в первую очередь смотрит на темпы роста потребительских цен, поскольку одной из главных задач регулятора в последние годы является предотвращение его значительных скачков и поддержание общей инфляции на низком уровне.

„Решение Банка России от 27 апреля о снижении базовой процентной ставки до 5,5% может не учитывать общую логику для инфляции, однако статистика о работе цен в мае показали резкое преломление тренда инфляции”, — говорится в бюллетене.

Аналитики института пишут, что, делая это, Банк России принципиально прогнозировал риск того, что уровень инфляции упадет этим летом на отрицательный.

«У нас может быть традиционная летняя дефляция в сегменте продуктов питания из-за снижения цен на фрукты и овощи”, — сказал Игорь Сафонов, один из авторов бюллетеня, эксперт Института Центра Развития ВШЭ. — Это произошло раньше, чем у нас с Банком России. Они сказали, что это произойдет где-то в июне, но когда мы посмотрели данные Росстата, оказалось, что этот процесс начался уже на третьей неделе мая. ”

Все почти как всегда

Константин Korischenko, глава отдела фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела RANEPA, в комментарии к Gazeta.Ru указал также, что дефляция может быть связан с тем, что сезонные товары отражаются в корзине, используемой для расчета инфляции. „Я не думаю, что что-то изменится в этом году. Дефляция как непрерывный и длительный процесс не представляет для нас угрозы”, — заключил эксперт.

Но есть некоторые сигналы, которые могут указывать на то, что текущая ситуация не совсем стандартная. В частности, глава Банка России Эльвира Набиуллина в начале мая — после апрельского снижения базовой процентной ставки-не исключила, что в июне ее можно будет снизить до 4,5%.

Хотя обычно такие решения регулятора становятся известны в одночасье.

„Сначала нам показалось это странным, но центральный банк по-видимому, было больше данных системах, а теперь стало ясно, что намерение дальнейшего снижения базовой ставки будет ответом на риск, что уровень инфляции снизится до зоны отрицательного”, — сказал Gazeta.ru »Игорь Сафонов из ВШЭ.

Эксперт отметил, что если рассматривать ситуацию в вакууме, то только мер Банка России, направленных на снижение ключевой ставки, особенно в условиях нынешнего кризиса, было бы недостаточно.

“Но на самом деле мы работаем не только с Банком России, но и с государственным планом преодоления пандемического кризиса и восстановления экономики”, — отметил Игорь Сафонов. — В заключение, это уменьшит риск дефляции. Возможно, у нас будет месяц, например июнь, когда инфляция будет равна нулю, но вряд ли она войдет в отрицательную зону в любом случае. ”

Другой собеседник Gazeta.Ru аналитик отдела торговли на российском фондовом рынке Freedom Finance Александр Осин также не видит значительных рисков для долгосрочной дефляции. По его оценкам, летом диапазон роста индекса потребительских цен в России составит от 0,25 до 0,95% каждый месяц.

»Вероятность того, что инфляция„ опустится” в один из летних месяцев до отрицательного диапазона, исходя из опыта наблюдений, составляет 35%", — сказал Александр Осин.

Время открыть

В интервью корреспонденту Gazeta.Ru Игорь Сафонов согласился, что одним из ключевых факторов, который полностью снизит риски дефляции, может стать рост потребительского спроса на товары и услуги.

Это возможно только в том случае, если экономические ограничения в России будут постепенно сняты. Ведь основными потребителями являются работники приостановленных предприятий, которые сидят дома без работы и без зарплаты.

«Теперь все внимание сосредоточено на населении, потому что статистика безработицы, которая недавно вышла — 5,8% в апреле, означает, что на самом деле многие люди

неоплаченный отпуск. Их руки связаны и они не могут претендовать на льготы, с другой стороны, их доходы, скорее всего, будут сокращены, — рассказала Наталья Орлова, главный экономист Альфа-Банка, в Gazeta.ru.

Александр Осин из Freedom Finance подчеркнул, что, помимо прочего, сохранение ограничений, Несмотря на потенциальное влияние стимулирующих мер на внешние рынки, а также возможное положительное влияние соглашения ОПЕК + на цены на нефть, будет очень дорого стоить всей экономике.

»Продление карантина еще на месяц с учетом того, что промышленность и строительство возобновят работу, обойдется еще в 5% ВВП российской экономики в 2020 г.

или около 11% сокращения в целом, учитывая предполагаемый эффект ограничительных мер в марте-апреле " ” — сказал Александр Осин.

300
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!