КАК ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА

КАК ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА

Маленькие дети, которые каждый день активно изучают мир вокруг себя и учатся чему-то новому, нуждаются в одобрении. Поэтому похвала – это один из лучших способов как мотивации, так и воспитания в целом. Но как хвалить, чтобы… не перехвалить? Свод правил не большой, но действенный – есть.

Но сначала объяснение. Казалось, что сложного в похвале? Просто отмечаете действия малыша, говорите ему, как он хорош и как вы радуетесь его успехам, что он лучший, самый умный и красивый, и вообще – молодец! Но не все так просто. Бездумный подход к подобной мотивации может отразить желание развиваться.

          1. Хвалите достижения, а не личность. Если вы скажете вместо, например, «Какой хороший у тебя рисунок» что-то типа «Какая ты умница, мой ты художник! », будете иметь двойной риск. Во-первых, ребенок может с характерной для его возраста подозрительностью подумать, что он хорош тогда, когда что-то сделал хорошо, а остальное время он не очень хорош. Во-вторых, она, напротив, может принять близко к сердцу похвалу: я — художник, ну хвалите меня все! Что мешает развитию и ведет к непониманию, почему другие не замечают, какая она умница. Поэтому обозначайте: вы оценили успехи – и они хорошие, без привязки к личности.

           2. Старайтесь конкретизировать похвалу. Общие слова «Как ты красиво буквы вывел! » или «Ты так быстро убрал игрушки» нужны, но могут быть восприняты как способ отмахнуться. А для детей важно искреннее внимание! Поэтому выделите какую-нибудь мелочь: ты хорошо буквы написал, а А и В вообще у тебя правильные, как в букваре; ты быстро убрал игрушки, а машинки на полке расставил очень ровно. Даже если ребенок не дает особых поводов для такого типа похвалы, все равно выслушайте его и найдите, что заслуживает высокой оценки. Помните: это для вас мельчайшая деталь, а ребенок, возможно, именно над ним работал дольше всего.

           3. Подчеркивайте то, к чему пришлось приложить усилия. Почти у каждого есть талант к чему-нибудь. Один хорошо рисует чуть ли не с пеленок, у другого красивый для пения голос, третий ловкий в спорте. Конечно, отмечать подобные успехи нужно. Но есть риск, что ребенок, с одной стороны, расслабится (не оценит невыстраданные успехи), а с другой, будет воспринимать ваши оценки как должное – и на их отсутствие обидится. Поэтому с педагогической точки зрения правильнее выделять прежде всего те успехи, где ребенок не с лета взял высоту, а поработал над собой. Это приучит к упорному труду и самосовершенствованию, да и похвалу будет воспринимать как награду.

           4. Не сравнивайте и не «алекайте». Похвала для детей должна быть безусловной. То есть «как ты быстро со шнурками справился» или «ты так хорошо с ложкой обращаешься» – и все, никаких условий. Такими могут быть несколько вещей. Первое – сравнение. Нельзя говорить «молодец, ты ботинки зашнуровал быстрее других». Это ведет к неправильному формированию мотивации: малыш стремится делать не столько хорошо, сколько лучше других – а это не одно и то же. Второе: нельзя прибавлять «но». Если скажете: «Ты так ловко справился с ложкой за обедом, но чуть-чуть пролил на стол / вчера было лучше / если бы ты все делал так усердно», сразу уничтожите смысл похвалы. И останется только негатив.

            5. Не выйдите за пределы допустимого с похвалой. С одной стороны, искать поводы для похвалы нужно. Если быть слишком строгим, оценивая лишь какие-то нереальные достижения, ребенку это не поможет, он не почувствует вашу поддержку. С другой, хваля любую чушь и тем более, превознося ее до небес, не стоит. Иначе поощрение превратится в пустую болтовню, а ребенок станет задавакой, ожидая похвалы по каждому поводу. Поэтому находите возможности для приятных слов, но такие, какие и вы, и сам ребенок будете считать достойными. Это поможет формированию корректной самооценки и уважения к вашим словам.

              И напоследок еще один совет. Для маленьких детей очень важны невербальные способы контакта: улыбки, похлопывания, объятия и поцелуи. Поэтому старайтесь дополнять правильную похвалу чем-нибудь таким – это поможет донести до ребенка вашу положительную оценку его успехов.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!