МИД Литвы назвал «странным» получение аванса за перевозку продукции «Беларуськалия»
Ситуация с выплатой «Беларуськалием» аванса за перевозку удобрений литовской государственной железнодорожной компании Lietuvos geležinkeliai в декабре является странной и требует разъяснения. Об этом заявил министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбргис.
Мы знаем, что эта железнодорожная компания будет перевозить белорусскую продукцию до конца текущего года, так как в ноябре она получила авансовый платеж. Кроме того, 8 декабря США, Канада и Великобритания ввели санкции против белорусских производителей удобрений.
«Несомненно, это уникальная ситуация, которой никогда раньше не было в Литве, и ее нужно анализировать и анализировать. Ландсбергис рассказал, что узнал о платеже, который Lietuvos geležinkeliai получила от „Беларуськалия“, за несколько дней до введения санкций. Министр добавил, что этот авансовый платеж был „нетипичным“.
Ситуация странная, — говорит Ландсбергис, — почему это произошло, почему была проведена эта операция.
В Lietuvos geležinkeliai потеря белорусских грузов потребовала бы ежегодных субсидий в размере 49 миллионов евро. Об этом заявил представитель компании Мантас Бартуска, сообщает BNS.
По нашим последним расчетам, если с 1 января мы прекратим импорт удобрений с „Беларуськалия“, нам, возможно, придется субсидировать его на сумму около 49 млн евро. Это связано с тем, что мы уже многое сделали для оптимизации наших процессов, рабочей силы и прекращения определенных инвестиций. На самом деле, влияние очень значительное», — сказал Бартуска на заседании бюджетного комитета Молодежной палаты.
По предварительным оценкам, железнодорожная компания потеряет около 60 миллионов евро дохода в год.
Представитель Lietuvos geležinkeliai сказал: «Российские металлы покидают Клайпедский порт, других российских товаров стало меньше, уже отгружены белорусские товары, нефтепродукты и продукция „Гродно Азот“.
По его словам, предоплата „Беларуськалия“ за декабрьские поставки была произведена в прошлом месяце, этого может хватить на часть января. В любом случае, вся логистическая цепочка — не только мы, но и терминалы и судоходные компании — может столкнуться с определенными трудностями», — объясняет Бартуска.
Санкции США, Канады и Великобритании против белорусской компании «Кали» вступили в силу 8 декабря. Тем не менее, Lietuvos geležinkeliai будет перевозить свою продукцию в Клайпедский порт до конца года.
Ранее премьер-министр Литвы Инглида Симоните заявила, что не знает, как именно будут реализованы санкции против белорусских производителей.
Однако 8 декабря она заявила, что пропуск белорусских удобрений через Литву не должен продолжаться долго, сообщает BNS.lt, выступая на совместной пресс-конференции с Кришьянисом Кариньшем и Кайей Каллас, представителями правительств Латвии и Эстонии.
Глава кабинета министров Литвы не смог назвать конкретные сроки прекращения транзита, но подчеркнул, что США являются стратегическим партнером Литвы и что цель их санкций соответствует намерениям Вильнюса.
Г-н Симоните также заявил, что правительство готово оказать помощь государственной компании «Литовские железные дороги» в связи с возможными потерями из-за санкций.
«Мы не беремся выявлять эту ситуацию, потому что это государственная компания и это национальная инфраструктура. Поэтому государство должно убедиться, что эта инфраструктура подходит для других перевозчиков, грузоотправителей и других клиентов», — говорит Шмонит.
С другой стороны, Кришьянис Кариньш и Кайя Каллас подчеркнули, что возможностей для сотрудничества с белорусскими властями нет даже в их собственной стране. По словам премьер-министра Латвии, санкции против Минска будут эффективны только при условии их совместного применения.
Кариньш сказал: «ЕС уже принял пятый пакет санкций против Беларуси, и если мы будем рассматривать другие санкции в будущем, мы выступаем за то, чтобы эти санкции были действительно эффективными.
Премьер-министр Эстонии также заявил, что согласованные ограничения должны соблюдаться.