Европа ошиблась в расчетах и сделала "Газпром" акулой рынка
Новости На Скамейке. Цены на газ в Европе по-прежнему колеблются в районе 1 000 долларов США за тысячу кубометров. Судя по фьючерсным контрактам, рынок котируется примерно на одном уровне на весь первый квартал, а это почти весь отопительный сезон в Европе. Обычно, однако, «дальнобойные» фьючерсные контракты также в основном отражают текущее понимание участников рынка. И в большинстве случаев, когда текущая ситуация меняется, эти цены корректируются в том же направлении, что и цены близлежащих поставок.
Прогнозирование на газовом рынке сложнее, чем на нефтяном. Во-первых, непредсказуемый погодный фактор является препятствием для точности. Во-вторых, когда речь идет о европейском рынке (хотя мировые цены сейчас сильно связаны через СПГ), многое будет зависеть от тактики «Газпрома». В последние месяцы российский газовый гигант последовательно снижал общие объемы бронирования транзитных мощностей на двух «иностранных» маршрутах: украинском и польском. Если в начале года на этих маршрутах было забронировано около 250 миллионов кубометров в день, то на декабрь остался только украинский маршрут (законтрактованный на минимальный объем 109 миллионов кубометров в день). В октябре и ноябре «Газпром» резко сократил объем месячного бронирования и, соответственно, прокачку по польской ветке газопровода Ямал-Европа. Только треть всех мест была забронирована. А в декабре она вообще отказалась от этого предложения.
Напомним, что формально, в соответствии с требованиями европейского энергетического рынка, проводятся аукционы по резервированию газотранспортных мощностей, но в силу географической специфики существует только один покупатель. И он либо покупает мощности, скажем, на одномесячном аукционе, либо не покупает их. Но в этом случае у него всегда есть возможность вернуться на ежедневные торги.
Поэтому, хотя горячие заголовки типа «Газпром, оказывается, зарезервировал газовые мощности на такой-то месяц» привлекают внимание, это не гарантирует отказа от поставок по маршруту в случае необходимости. Тем более что в ноябре «Газпром» уже ежедневно заказывал дополнительные поставки для польского маршрута в небольших количествах. Однако здесь действует еще один фактор. Цены на ежедневных аукционах обычно выше, чем при ежемесячном бронировании. Это хорошо видно на украинском направлении. Напомним, что базовая тарифная ставка на транспортировку по территории Украины составляет $32 за тысячу кубометров. Но при дополнительных объемах (сверх «обязательных» сорока миллиардов в год) тарифы увеличиваются. При бронировании на квартал вы получаете коэффициент 1,1, а на месяц — 1,2. А за день — с коэффициентом 1,45.
Это означает, что стоимость транзита через Украину для дополнительного объема, забронированного в день, на $11 больше, чем при квартальном бронировании. А при относительно низкой цене, скажем, в двести долларов за тысячу кубометров, даже дополнительные 10-15 долларов имеют большое значение. В конце концов, из этих двух сотен вам еще придется заплатить экспортную пошлину, налог на добычу полезных ископаемых, транспортные расходы по другим маршрутам, амортизацию, эксплуатационные расходы и так далее. Но когда цены намного выше, эти 10-15 долларов практически ничего не меняют. А польский маршрут намного дешевле украинского. Это означает, что разница в стоимости «месячного» и «однодневного» бронирования еще меньше. В то же время отсутствие ежемесячных ставок создает дополнительную напряженность на рынке и поддерживает рост цен.
Связь между сокращением экспорта в ЕС и запуском «Северного потока-2» часто обсуждалась, но не пора ли взглянуть на ситуацию с другой стороны? Сейчас российская компания ведет себя больше как рыночный игрок: она просто выполняет свои контрактные обязательства, пользуется благоприятными временами и оптимизирует объемы поставок таким образом, чтобы максимизировать прибыль.
Давайте двигаться дальше. В предыдущей статье мы рассказали о значительном сокращении «Газпромом» транзита через Украину в конце октября, однако украинская ГТС работает спокойно. Затем на один день, первого ноября, ежедневные поставки упали еще больше: всего 56 миллионов в день (что эквивалентно 20 миллиардам кубометров в год!). Как бы проверяя способность ТСГ работать на малых объемах транзита, Газпром быстро восстановил объем до «стандартных» 109 миллионов кубометров.
А 12 ноября Алексей Миллер объявил, что обязательства «Газпрома» по транзиту газа через Украину в 2021 году будут перевыполнены. Это заявление можно интерпретировать как планы резко увеличить объем транзита через Украину, хотя в действительности он все еще ниже минимальных контрактных объемов.
Однако глава «Газпрома» не ошибся в переплатах. В конце концов, расчет минимального объема перекачки происходит ежедневно, как и расчет «качай или плати». Поэтому «Газпром» заплатит Украине минимальный объем. Но были дни, когда «Газпром» превышал «минимальный объем», например, в начале осени он поставлял не 109, а 123 миллиона кубометров в сутки. А поскольку «недостаток» в одни дни не может быть компенсирован «избытком» в другие, контрактные обязательства будут превышены в любом случае. Даже если объем транзита сейчас снова ниже нормы, давайте подведем итоги. «Нулевых» месячных бронирований на маршруте в Польшу еще не было. Внимание наблюдателей в декабре будет приковано к ежедневным аукционам Ямал-Европа, иначе совокупный уровень предложения в декабре будет очень низким. Транзит в Украине осуществляется по принципу «качай или плати».
И наконец, немного о том, что происходит на мировых рынках в контексте долгосрочного баланса спроса и предложения. В конце концов, в первом приближении увеличение долгосрочного предложения связано с новыми заводами по сжижению газа.
Напомним, что инвестиционное решение о строительстве катарских заводов было принято в феврале. Но это была скорее формальность, так как это было вполне ожидаемо: катарский СПГ дешев и поэтому не оказывает большого влияния на ценовую конъюнктуру. А в конце ноября появилась еще одна инвестиция: строительство второй линии СПГ на Плутоне в Австралии, но только 8 миллионов тонн (около 11 миллиардов кубометров) газа в год.
Но в сегменте СПГ в США, где ожидания и потенциальные объемы самые высокие, спрос по-прежнему отсутствует. Хотя активность высока: компании подписывают новые долгосрочные контракты (в том числе с Китаем) и работают над целями по снижению углеродного следа заводов СПГ. Но нового строительства не ведется. Рост цен на бензин также может стать препятствием.
И, конечно, неудобные вопросы сенатора США не способствуют оптимизму в отношении новых решений по строительству заводов по сжижению газа. Действительно, на фоне высоких внутренних цен на газ (они гораздо ниже мировых, но почти в два раза выше, чем обычно в США) уже не в первый раз раздаются голоса о том, что было бы неплохо ограничить экспорт СПГ, чтобы удержать внутренние цены.